Украина, г. Киев, ул. Е. Белокур, 3.
office@university.kiev.ua

23 января 2011 г. в Университете эффективного развития лекция, в рамках курса "Психотехники и традиция"

23 января 2011 г. в Университете эффективного развития лекция, в рамках курса "Психотехники и традиция"

Курс ведет Борис Медвидь

Общая информация о курсе:

Человек стремится к свободе. Его желания, мечты, фантазии сотканы из тонкой паутины надежды, что наступит момент абсолютной потенциальности-реализованности. Нить, по которой идет ток, нить между импульсом и его воплощением, дает столь желаемое переживание свободы. Но мы живем в мире форм и не можем так просто выйти за его границы. Мы живем в конкретной культуре, являемся представителями определенного этноса, членами семьи. И оказывается, что желать свободы мало, еще следует найти те способы и инструменты, что позволили бы имено в этих, заданных временем и пространством условиях, найти возможность реализоваться.

И получается так, что среди различных форм человеческой активности именно религиозный опыт предоставляет возможность достичь своей реализации. Традиция жива до тех пор, пока живы носители трансцендентного опыта. Пока существует незримая линия передачи личного опыта от ученика к учителю. Неважно сколько ей лет – несколько сотен или несколько тысячелетий. Вселенная сурова к имитациям, те, кто решили обмануть ее, поросли травой. Не обрядами и не храмами сильна религия, она сильна Мастерами.

То, чем обладают Мастера, нельзя потрогать руками, но именно это сокровище так желанно искателям истины. Обобщенный опыт переживаний состояния свободы сейчас называют психотехниками. Подразумевая под этим некий набор упражнений и практик работы с сознанием и телом. Ибо люди – существа, имеющие форму и существа, имеющие сознание.

И на уровне атома, и на уровне человека можно воспринимать объекты как волну или частицу. Задача психотехник состояла в том, чтобы оптимизировать материю, форму, тело, как инструмент передачи, а затем выйти на резонанс волновых колебаний индивидуального сознания с Источником Всего. Эта простая задача имеет несколько способов решений. Поскольку человечество проявляется в историческом процессе через множество конфигураций культур, то и психотехники формируются в определенных исторических рамках. Там, где есть религия, там есть и психотехника. Но там и сокрытия этих практик от зевак, поскольку роду, этносу, культуре нужно явить себя миру, а для этого нужны несвободные.

Есть негласное соглашение между большинством и свободолюбивым меньшинством. Культура создает внутри себя нишу для практиков, резервацию, но взамен берет обязательство социальной пассивности, отказа от тотального освобождения всех здесь и сейчас.

Психотехники не являются обязательной частью той или иной культуры; если нет запроса, то и не будет ответа. И всё же, за обозримую историю человечества можно отметить несколько примеров формирования феномена психотехник в поле той или иной религии.

Даже в эпоху постмодерна, после столетнего рарушительного действия угагана по имени Модерн, сохранились традиционные психотехники. Они представляют собой остатки религиозной картины мира, целостной, но безальтернативной формы освобождения. Сегодня стало меньше ограничений, требований, условий для работы с сознанием. Но меньше и возможностей найти подлинную, живую линию передачи. Мы живём в суровое и прагматичное время технологий.

Чтобы разобраться со своими целями, чтобы прояснить перспективы и задачи, полезно изучить опыт предшественников. Тех, кто решал похожие задачи в иных исторических и культурных условиях. Узнавая других - познаешь себя.

Темы занятий:
Шаманизм. Архаические техники изменения сознания. Бремя избранника духов.
Мистерии смерти-возрождения. Дионис и Великая Мать. Явление архетипов.
Недеяние – путь и цель. Даосизм - психотехника, не ставшая религией.
Православие: Созерцание света. Дилемма благодати и личных усилий. Католицизм: религия, поменявшая психотехники на формулу успеха.
Каббала: мир как Текст. Ислам: и среди песков есть место для практики.
Буддизм. Психотехника в чистом виде.
Феномен дальневосточного буддизма. Парадоксы и эстетика чань(дзен)-буддизма.
Короткий, но опасный путь к просветлению. Тантра буддийская и ведическая. Сходство и различие.
Практики умирания. Серцевина всех психотехник.
Растения силы. Их роль в психотехниках.
Практики ХХ века. Кастанеда, Гурджиев, Хаббарт. Искушение доступности плода.

Тема лекции: Учение Будды: психотехники - основная задача религиозной практики.

budda.jpg

Пример буддизма лучше всего показывает, что в основе религизной традиции лежит психотехнический опыт основателя учения. В идеале последователь Дхармы должен стать буддой, отождествиться с Тем, кто принёс учение.

Каждый буддист в той или иной мере включает в обязательный набор своих религиозных процедур элементы психотехник. И чем более религиозен буддист, тем больше в его жизни используются психотехники.

Буддийская картина мира подразумевает некий непрерывный процес, основанный на постоянном намерении стать из Объекта, притерпевающем бесконечные и разнообразные формы страдания, Субъектом/Актором всего происходящего (и не происходящего). А значит, стать Творцом себя. Парадоксально, но в крайнем проявлении субъективности-божественности Эго, сокровенная часть любого человека, исчезает и наступает полное и окончательное Просветление.

Так же, как сейчас даже титулованным учёным трудно представить, какой была наша Вселенная до Большого Взрыва, ибо Там не было ни времени, ни пространства, но бытие всё рано было, так и непросветленным существам трудно представить, что такое Нирвана. И тем не менее она есть, но не так, как есть стакан чая, иначе. И есть путь, есть практики, ведущие к избавлению от страданий.

Участие по предварительной регистрации.
Время проведения: 23 января (воскресенье) 13.00-15.00

Информация и регистрация:
office@university.kiev.ua
+38 044 587-73-84
+38 050-649-82-82